| Цитаты Эриха Зелигманна ФроммаЭрих Фромм ( 23.03.1900 - 18.03.1980 ) - немец, психоаналитик, психолог, социолог, философ | |
В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя.
| | | Эрих Фромм |
Незрелая любовь говорит:"Я люблю тебя, потому что ты мне нужен", а зрелая:"Ты мне нужен, потому что я люблю тебя".
| | | Эрих Фромм |
Человек может вступать в отношения с другими людьми по-разному: он может любить или ненавидеть, он может соперничать или сотрудничать; он может построить социальную систему, основанную на равенстве или авторитете, на свободе или насилии, но он должен так или иначе вступать в отношения, и форма этих отношений зависит от его характера.
| | | Эрих Фромм |
Для человека все важно, за исключением его собственной жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, но только не для самого себя.
| | | Эрих Фромм |
Человек с сильными убеждениями, пренебрегающий воздействием толпы, скорее исключение, чем правило. Он часто вызывает восхищение последующих поколений, но, как правило, является посмешищем в глазах своих современников.
| | | Эрих Фромм |
Человек не просто продает товары он продает себя и ощущает себя товаром.
| | | Эрих Фромм |
Есть лишь одна форма близости, которая не тормозит развития личности и не вызывает противоречий и потерь энергии, - это зрелая любовь; этим термином я обозначаю полную близость между двумя людьми, каждый из которых сохраняет полную независимость и в каком-то смысле отделенность. Любовь поистине не вызывает конфликтов и не приводит к потерям энергии, поскольку она сочетает две глубокие человеческие потребности: в близости и в независимости.
| | | Эрих Фромм |
Разум, как средство обнаружения истины и проникновения сквозь поверхность явлений к их сущности, уступил место интеллекту - простому инструменту для манипулирования вещами и людьми.
| | | Эрих Фромм |
Болезнь - в сущности не что иное, как желание того, чего не стоило бы желать.
| | | Эрих Фромм |
Человек постигает мир ментально и эмоционально, при помощи любви и разума. Сила разума дает ему возможность проникать вглубь и постигать сущность предмета, вступая в активные отношения с ним. Сила его любви дает ему возможность разрушить стену, отделяющую одного человека от другого.
| | | Эрих Фромм |
Уничтожить жизнь - значит тоже выйти за ее пределы.
| | | Эрих Фромм |
Современный человек считает, что читать и писать — это искусства, которым следует учиться, что стать архитектором, инженером или квалифицированным рабочим можно лишь благодаря серьезному обучению, но жить — это нечто настолько простое, что не требуется никаких особых усилий, чтобы этому научиться. Просто потому, что каждый «живет» по-своему, жизнь считается делом, в котором каждый — знаток.
| | | Эрих Фромм |
Идолопоклонники встречаются как среди верующих, так и среди неверующих. Такие верующие превращают Бога в идола, всеведущую, всемогущую силу, являющейся союзницей тех, кто обладает властью на земле. Сходным образом существуют неверующие, не приемлющие Бога, но поклоняющиеся другим идолам, общим с верующими: суверенному государству, флагу, расе, материальному производству и производительности, политическим лидерам и самим себе.
| | | Эрих Фромм |
Если человек способен полноценно любить, то он любит и себя; если он способен любить только других, он не может любить вообще.
| | | Эрих Фромм |
Материнскую любовь нельзя заслужить хорошим поведением, но нельзя и потерять ее, согрешив.
| | | Эрих Фромм |
Свободный человек неизбежно лишен безопасности, мыслящий человек неизбежно лишен уверенности.
Эрих Фромм
| | | Эрих Фромм |
Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.
| | | Эрих Фромм |
В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.
| | | Эрих Фромм |
У человека" нет врожденного «стремления к прогрессу»; противоречивость его существования — вот что заставляет человека продолжать путь, на который он вступил. Утратив рай, единство с природой, он стал вечным странником (Одиссей, Эдип, Авраам, Фауст); он вынужден идти вперед и вечно стараться сделать неизвестное известным, ответами заполняя пробелы в своем знании.
| | | Эрих Фромм |
Человек не свободен выбирать между тем, чтобы иметь, и между тем, чтобы не иметь «идеалы»; но он свободен выбирать между различными идеалами, между служением власти, разрушению или служением разуму и любви. Все люди «идеалисты», они стремятся к чему-то, выходящему за пределы физического удовлетворения. Различаются люди именно тем, в какие идеалы, они верят.
| | | Эрих Фромм |